Почему тьюторский центр?
Очень часто нам задают вопрос, почему вы назвали центр «тьюторским». Значений данного термина очень много, одним словом не объяснить. Предлагаем Вам разобраться с данным понятием, а именно, с ролью тьютера, его обязанностями и особенностями.
Начнём с истории
Термин «тьютор» в переводе с английского языка означает «наставник», «опекун», «попечитель». Первые тьюторы появились в университетах Оксфорда и Кембриджа в 14 веке. После прибытия в среднюю школу к ученику прикреплялся наставник, который сопровождал его не только до момента поступления в ВУЗ, но и до его окончания. В то время применялась свободная форма обучения — преподаватели читали лекции, а студенты сами выбирали, какую из них посещать. И как раз тьютор помогал студенту сделать правильный выбор занятия.
Современный тьютор. Кто он?
Современный тьютор — это наставник, помощник, куратор, советчик и просто друг, который помогает получать конкретные навыки, подскажет, что и как нужно делать, поможет найти выход из любой ситуации и повысит квалификацию как молодым, так и зрелым людям вне зависимости от сферы их деятельности. Они могут организовывать условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося, осуществляя тем самым функцию посредничества между учителем (профессором) и учеником.
Сегодня профессия тьютора перестала быть второстепенной. В 2007 году в России была организована межрегиональную тьютерская ассоциация. Данная специальность внесена в «единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» и утверждена приказом минздравсоцразвития Российской Федерации (5 мая 2008 года № 216).
В законе об образовании РФ сформулированы цели и задачи тьюторства, как: развитие инновационной сферы образования, индивидуализация обучения, формирование собственной образовательной траектории, повышение уровня качества знаний, умений и навыков.
Тьюторство выполняет одновременно несколько функций: культурно-предметную (ориентация в науках и знаниях), социальную (правовое и организационное обеспечение педагогического процесса), антропологическую (развитие воспитанников по индивидуальной программе профориентации).
Какими качествами, знаниями и навыками должен обладать
тьютор?
Нужно понимать, что наставником может стать лишь тот человек, который хочет помогать другим. Тьютору не свойственна раздражительность, властность по отношению к детям, он относится ко всем детям по-дружески, он владеет педагогическими методиками и умеет планировать учебный процесс. Куратор обязан найти подход к ребёнку, узнать, что ему интересно, чем он хочет заниматься, часто помогает подопечному найти свой путь в жизни, раскрыть свои способности и таланты.
Исходя из выше сказанного, мы делаем вывод, что тьюторы нужны школам, ведь они не только учителя, но и психологи, которые сопровождают, контролируют, адаптируют и помогают ребёнку. Благодаря таким специалистам дети могут еще в детстве определиться с направлением исследовательской и творческой деятельности, со своими предпочтениями. Благодаря внедрению в систему образования таких специалистов можно кардинально изменить процесс обучения.
Автор: Лемеш Е.С.